Вальпургиева ночь – оргия на балетной сцене

В последнее время я увлеклась составлением музыкальной летописи или хроники или календаря, можно назвать по-разному. В Музыкальной Бухте это рубрика - ”Этот день в истории музыки”. Очень интересная захватывающая и неиссякающая тема, охватить ее невозможно, наверное, можно только закрыть в принудительном порядке. Я пока далека от такой мысли, потому что, повторяюсь, тема необыкновенно увлекательная. Несмотря на внешнюю схожесть – каждый день кто-то рождается, кто-то умирает, случаются хорошие, плохие, крупные, мелкие события. Нет ни одного похожего дня и нельзя сказать, что один день значительнее других, потому что произошло какое-либо грандиозное событие. Конечно, все помнят и отмечают знаменательные праздничные даты – День Победы, Новый Год, 8 марта и много других, но разве меньшее значение для отдельной семьи имеет день рождения любимой мамы или бабушки, или папы, сына, дедушки? Может быть о них не знает весь мир, но родные, друзья, сослуживцы знают и ценят. И это уже не малый круг. Из отдельных кругов отдельных людей складывается наша общая ИСТОРИЯ.

Другой вопрос, что некоторые события оказывают влияние на жизнь тысяч, миллионов людей, порой переворачивая ее полностью – это войны, революции … но … в такой теплый солнечный день как сегодня не хочется говорить о грустном, да и тема у меня совсем другая. Немного таинственная, немного мистическая, но очень музыкальная и непосредственно связанная с сегодняшней датой – 30 апреля.

Не знаю будут ли современные ведьмы и ведьмочки отмечать в ночь с 30-го апреля на 1-е мая свой главный праздник, тайком пробираясь в только им известное секретное место или будут спокойно спать в своих домах. Я хочу рассказать об этой ночи – Вальпургиевой ночи, влияние которой на умы наших предшественников было столь значительно, что наиболее талантливые из них создали и оставили нам на память свои литературные, музыкальные, художественные творения, вызывающие восхищение у наших современников и, можно не сомневаться, будущие поколения не смогут остаться к ним равнодушными.

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сцене

Одно из них – балет ”Вальпургиева ночь” из оперы французского композитора Шарля Гуно ”Фауст”, в котором языком хореографии и музыки рассказывается о средневековом поверье, выведенном Гёте в первой части своей грандиозной поэмы. (По германскому поверью в ночь с 30-го апреля на 1-е мая происходит главный шабаш ведьм. Так же это один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Название происходит от дня св. Вальпурги, которую поминают 1-го мая. Народ верил, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Тысячи ведьм, колдунов и магов садились верхом на метлы и вилы и слетались на гору Броккен в горах Гарца (от средневекового немецкого Hart — горный лес), где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сценеэту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот. В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. В деревнях изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола).

Как меняется время! Сейчас уже невозможно представить и тем более понять, как могло случиться, что одна из прекраснейших опер ”Фауст” французского композитора Шарля Гуно на премьере в 1859 году провалилась. Через 10 лет в парижской Опере было

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сцене

Шарль Гуно

решено снова вернуться к постановке ”Фауста” и чтобы приукрасить спектакль композитору заказали написать музыку для балетной сцены. Эта сцена в соответствии с поэмой Гёте получила название ”Вальпургиева ночь” и украсила не только оперу, но и внесла большой вклад в историю мирового балета. До этого визитной карточкой "Фауста" были вечные куплеты Мефистофеля: "Люди гибнут за металл!" Во второй редакции оперы к ним был добавлен не менее вечный танец.

Сцена Вальпургиевой ночи была представлена не как угрюмо-зловещий шабаш уродливых колдунов и старых ведьм, каким представляли эту ночь церковники средневековья. Не было это и дефиле голых с перьями на голове, как любят изображать бал у Сатаны в современных пьесах и фильмах. Это был классический балет, образы которого создавало движение, а не костюмы или их отсутствие. Композитор сочинил мелодичную, красивую и эффектную музыку. Танец же прославлял вечный праздник жизни и веселья.

В опере Мефистофель, чтобы отвлечь Фауста от содеянного им зла, приводит философа на шабаш ведьм. В мгновение ока Мефистофель меняет традиционно-мрачный пейзаж и ужасающих чудовищ на противоположную картину: роскошно убранный стол, пирующие весёлые куртизанки. В заключительном же акте оперы была не вакханалия, а классический танец. Так на сцене парижской Оперы родился новый балет "Вальпургиева ночь". И его героями были уже не Сатана и старый философ, а молодой и красивый бог виноделия Дионис, Фавн и Вакханка. Роскошный, томный и вечный праздник жизни хлынул на сцену виртуозным классическим танцем. Глядя на него, Фауст отвлекался от мрачных мыслей.

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сцене

"Танец" скульптор Жан-Батист Карпо

 

Новая редакция оперы Гуно ”Фауст” имела успех, а балетная сцена завоевала огромную популярность и вдохновила скульптора Жана-Батиста Карпо на создание скульптурной композиции ”Танец”. Обнаженный юноша и вакханки, несущиеся в вихре танца, многих возмутили, их называли ”непристойными”. Скульптуру, установленную в 1869 году на фасаде парижской Оперы однажды ночью забросали бутылками с черными чернилами. Под давлением ханжей скульптуру были вынуждены убрать с фасада. Но никакие ханжи не смогли помешать славе и скульптуры и балета. ”Танец” Карпо вернулся на фасад парижской Оперы, а хореографическая миниатюра ”Вальпургиева ночь” из оперы ”Фауст” стала исполняться даже отдельно от оперы и получила международное признание.

В 1882 году в Петербургском Большом театре сцену балета в опере ”Фауст” поставил хореограф Мариус Петипа. А уже через месяц ее стали ставить как самостоятельный балет.

Бессмертную славу хореографической постановке принес советский балетмейстер Леонид Лавровский.

 

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сцене

Леонид Лавровский

В 1949 году на сцене филиала Большого театра ставили оперу ”Фауст”. В тяжелые послевоенные годы люди особенно жаждали праздника и красоты. В новой постановке Леонид Лавровский превратил сцену в торжество чувственного танца. В его постановке были вакханки и Вакх, Пан, нимфы и сатиры – все языческие персонажи.

На премьере партию Вакханки исполняла прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская. Ее темперамент и виртуозность танца были легендарными.

”Вальпургиева ночь” в постановке Лавровского это вакханалия и оргия на балетной сцене. Во времена советского ханжества это было очень смело и даже опасно. За пропаганду эротики со сцены можно было даже угодить в тюрьму. Публика же воспринимала балет с восторгом. Случалось, что зрители приходили только на заключительный акт оперы, чтобы насладиться ”Вальпургиевой ночью”.

Сами танцовщики исполняли балет с не меньшим наслаждением. Постановка требовала от них всей чувственности и страсти. Слишком стеснительным хореограф велел оставить ”оставшееся целомудрие для кулис”.

В 1956 ”Вальпургиева ночь” имела большой успех на гастролях Большого театра в Англии. Роль ”Вакханки” исполняла Мария Стручкова.

В 1959 году на роль ”Пана” прима Лепешинская сама выбрала молодого начинающего танцовщика Бориса Васильева. Много лет Васильев уже прославившийся в балете с удовольствием и юмором исполнял роль Пана, не смущаясь, что это роль второго плана, да к тому же в опере.

Вальпургиева ночь-оргия на балетной сцене

"Вакханка" Майя Плисецкая 1965 г.

В роли Вакханки блистала Майя Плисецкая, которая не раз признавала, что обожает эту партию, а зрители обожали Плисецкую.

Позднее юная Екатерина Максимова азартно заигрывала с сатирами в роли ”Вакханки”.

За прошедшие десятилетия балет ”Вальпургиева ночь” не раз ставился в различных театрах. Меняются времена и нравы, танцы современных вакханок, нимф, Панов и сатиров уже не кажутся такими уж фривольными как раньше.

Только ”Вальпургиева ночь”в постановке Леонида Лавровского – остается шедевром классического балета ХХ столетия.

 

Вот и все, что я хотела написать про балет ”Вальпургиева ночь”. От себя очень советую нажимать на ссылки в тексте, чтобы посмотреть балет в исполнении различных артистов и коллективов. Насладиться виртуозным танцем и волшебной музыкой, а для себя попытаться решить, какая Вакханка Вам ближе и больше нравится, в исполнении Максимовой или Плисецкой?

И вот еще интересный факт, скульптурная композиция ”Танец” украшающая современный фасад парижской Гранд Опера – это копия подлинной скульптуры Жана-Батиста Карпо. В 1932 году ее изготовил из особо прочного материала скульптор Поль Бельмондо, отец известного французского артиста Жана-Поля Бельмондо.

 

Если Вам понравилось, Вы приятно провели время, узнали что-то новое и интересное, подпишитесь на рассылку сайта и Вы будете первыми получать новые статьи на почту.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Или опуститесь по странице немного ниже и поделитесь с друзьями в социальных сетях, нажав на соответствующую иконку.

До новых встреч!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “Вальпургиева ночь – оргия на балетной сцене”

  1. Какая красота и в рассказе и «убранстве» самого сайта. Классика. Уют. И даже слышна музыка…

    • Елена:

      Спасибо, Ольга! Очень рада, что мой рассказ и сайт понравились. Значит все старания не напрасны. Добро пожаловать в гости!

  2. У Вас отличный сайт, интересный материал, удачи в развитии сайта!

Оставить комментарий